Александр ПРОХАНОВ. Слава, среди веяний последних месяцев, последнего года, года ужасного, когда всё под руками рассыпалось, рушилось, когда сердца человеческие были поражены апатией, тоской, казалось, что сотворить ничего невозможно — ни семью, ни корабль, когда рассыпались дружба, братство, держава, каким-то чудом, промыслом Божьим тебе удалось огромное, великое дело. По существу, благодаря тебе, твоим соратникам удалось проведение грандиозного праздника Дней славянской письменности и культуры. В центре этого торжества — твой дивный памятник, а вокруг этого празднества всё, что связано с таинством Неугасимой лампады, с переименованием этой страшной, жестокой, кровавой площади Ногина в площадь света, красоты — Славянскую. Что двигало тобой в создании чуда духовного празднества, которое и теперь ощущается в нашей повседневной жизни?
Вячеслав КЛЫКОВ. Основное условие проявления таланта, раскрепощения духа — цельность, то есть нерасчлененность всех составляющих этот талант: видение образа, мысль, воля и собственно проявление этой воли — действие. Они находятся в тесной взаимосвязи, никогда не расчленяются: дело само по себе, слово — само. Эти качества присущи любому художнику, если он состоялся, — писателю, актеру, поэту. Одновременно это и условие того, чтобы состоялась творческая личность. Не вдаваясь собственно в оценку того, что было сделано в Дни славянской письменности и культуры, для меня именно мировоззренческая цельность помогла реализовать то, что, казалось бы, и невозможно. Для меня главное — если я что-то задумал, непременно должен сделать, иначе я не состоюсь как личность, как художник, как гражданин. Это моя вера, которая и помогала мне.
Особые трудности были связаны с Неугасимой лампадой. Перенесение Неугасимой лампады, возжжённой от Гроба Господня накануне Воскресения Христова по пути братьев-просветителей Кирилла и Мефодия через все славянские страны в Москву, — событие глубоко символическое. Нам хотелось как бы выпрямить эту ось православия от Иерусалима, через Константинополь и Москву. Причем всё это было проделано исключительно благодаря участию и помощи паломников, при полном отсутствии какого-либо участия и финансирования со стороны правительства России. Думаю, не случайнo средства массовой информации «замолчали» эту акцию. Нам сегодня труднo оценить во всей полноте сам факт перенесения Неугасимой лампады, но, думаю, не случайно Патриарх Всея Руси Алексий II назвал этот день — 24 мая — важной вехой в истории России и в истории славянства.
В отличие от всех предыдущих праздников, когда проводились научно-практические конференции, в этом году состоялся международный конгресс славянских культур. Его важной особенностью стало стремление к единству всех славянских народов. Потребность и необходимость этого проявляются в сознании многих прогрессивных писателей, философов, политологов и даже некоторых государственных деятелей. Сегодня разделение, расчленение славян как у нас в стране, так и в Восточной Европе происходит искусственно. Это не фатальный процесс, как многие пытаются нас уверить, это чётко спланированная акция, которая проводится с жесточайшей последовательностью и точностью. Конгресс это со всей отчетливостью показал и наметил пути как дальше жить, как противодействовать этому дьявольскому замыслу. Сегодня слов недостаточно, нужны конкретные дела. От каждого из нас зависит будущее. Вот почему так важно, чтобы каждый совершил конкретный поступок, осуществил конкретное дело. И тут необходимо преодолеть страх, тоже, кстати, искусно насаждаемый, перед всевозможными «международными» организациями, которые щедро финансируются долларами.
Россия—это не Ирак. С нами так поступить не удастся. Уже многим очевидно, что наша разруха, наш общественный и политический кризисы перекинутся на Соединённые Штаты Америки. И при всей своей внешней крепости они могут рухнуть в одночасье. Там-то держаться не на чем. Сила России — в её укорененности, в непришлости народов, её населяющих. В Америке людей ветром занесло, ветром и унесло.
Александр ПРОХАНОВ. Слава, ты человек лаконичный, строгий, чего не скажешь о твоих эмоциональных, вдохновенных работах. Скажи, когда делал памятник, организовывал «поход» Неугасимой лампады, чувствовал ли ты над собою длань Божию, откровения мистические? Перенесение огня — не просто движение материи, это дерзание духа, движение каких-то таинственных мировых святых энергий. Были ли у тебя какие-то богооткровенные мгновения?
Вячеслав КЛЫКОВ. При всей своей грешной природе в этом смысле я ничуть не грешнее остальных. Всё же должен признаться, что все дела, которые совершались в связи с праздником, совершались как бы по промыслу Божьему. Были такие моменты, когда совершалось то, что, казалось бы, уже не может совершиться. Вообще, опыт проведения Дней славянской письменности и культуры как бы смоделировал общую ситуацию, когда что-либо сделать можно только вопреки всему. И в таких экстремальных ситуациях, когда мешают до самого последнего момента, нельзя пасовать, потому что в последний момент всегда победим мы. В этом смысле я приобрел огромный и духовный, и практический опыт.
Александр ПРОХАНОВ. Расскажи немного о создании памятника Кириллу и Мефодию. По существу, каждая твоя работа — это отдельная жизнь: и твоя собственная, и твоих прототипов.
Вячеслав КЛЫКОВ. Признаться, я об этом не люблю рассказывать. Это, как говорится, мои трудности. Да и людям сейчас не до того — важно, что они приняли работу, отметили.
Это были сутки бессонной работы. Тебе, как писателю, хорошо известно, что, когда начинаешь «работать», невозможно оторваться, кажется, валишься с ног, а не бросишь. Я очень рано усвоил, что всякая работа должна быть в радость. Ещё Роден говорил: работайте, больше любуясь, чем заботясь. И ты откроешь те красоты, которые тебя радуют.
Александр ПРОХАНОВ. Я внимательно сегодня смотрю, наблюдаю за русскими художниками, писателями, поэтами. Все мы переживаем мучительный момент бессилия. Одни это объясняют крушением творческой атмосферы, художнической ауры, в которой они способны созидать. А ты практически единственный художник, кто в это время творит, кому все удается. Ты словно искупаешь грех общего бессилия. Что это — умение, связи или на тебя снизошла Божья благодать? Как ты сам это объясняешь?
Вячеслав КЛЫКОВ. Объяснить это невозможно — всё равно не поверят. Вообще в суждениях о другом человеке всегда впадают в прелесть и в этой прелести пребывают. Всегда кажется, что если одному удается, а тебе нет, это непременно какие-то связи, покровительство, продажность и т. д. Всё это далеко не так. Есть только желание, воля, работоспособность. Вот тогда и приходишь к радостному открытию, что не так страшны супостаты, как их малюют.
Можно их побеждать и бить даже из подполья. На днях комиссия Моссовета принимала у меня герб Москвы. Было человек тридцать. И они оказались бессильны что-либо сделать, чтобы не принять мой вариант герба столицы. У меня нет страха перед ними. Отсутствие страха необходимо в себе культивировать.
Самое мощное оружие здесь — дело. Я переубедил их работой, выполненной в русской традиции, с учетом исторических реалий. Ведь комиссия Моссовета настаивала на том, чтобы взять за образец герб 1781 года, сделанный по указанию Екатерины II немцем. Так тот герб и унаследовал традиции западноевропейского искусства. Но почему бы сегодня не обратиться к собственному опыту, который накоплен русскими иконописцами, скульпторами, художниками?
Сколько в мире «Троиц», искусно, великолепно написанных! Но «Троица» Андрея Рублева — квинтэссенция, непревзойденный шедевр. В ней — средоточие всего национального духа. Не только того, что был в его эпоху, но и провидение будущего. В этом сила, мощь, гениальность рублёвской иконы. Подобное совершенное изображение есть и образ Георгия Победоносца. Я взял резную деревянную икону XVI века. Чем он замечателен? Там при всей внешней наивности сосредоточено русское понимание пластики. Смотришь на эту икону и узнаёшь Россию — её солнце, её лик, её дымку, поля, холмы, свободу, гармонию... И Георгий Победоносец не «бьёт» этого гада, не пронзает его насквозь, а едва касается копьем. В этом символ русского духа, его мощи и силы. Прикосновение — и противник повержен...
Александр ПРОХАНОВ. Слава, почти год назад, в августе прошлого года, были страшные дни в Москве. Ещё не развеялась гарь от дизелей танков, не закатались рубцы от гусениц на асфальте. У меня до сих пор сохранилось впечатление, что произошло нечто мистическое, как будто со всех поводков сорвались бестии, упыри, драконы, змеи и пошли свистеть, галдеть, в каждую форточку влетали, вились... Была предпринята какая-то дьявольская атака, которая длилась неделю, и многие люди чувствовали в эти дни удар сатаны. Он не был олицетворен — я не говорю про рок-ансамбли, парад-алле проституток, о всём этом политическом шабаше, трагедии умирающей империи... Там было что-то таинственное, связанное с преисподней, какая-то страшная репетиция вселенской катастрофы.
Я никогда не забуду, когда газету убивали, объявляли её газетой путча, как ждали и жаждали её погибели, нашего истребления. Это было объявлено чумным местом. В редакцию никто не приходил, любимые авторы и друзья отрекались, писали письма с требованием сжечь материалы. В это время ты принес свой вердикт, своё понимание происходящего. И бесстрашно, без тени сомнения передал его редакции, по сути, вручив нам свою судьбу. Твой поступок был вдохновляющим, заставляющим сохранять выдержку и спокойствие, дающим понять, что весь этот вертеп, сатанинский беспредел не вечен, что мы опять выйдем на земную дорогу... Как ты спустя год оцениваешь ситуацию в России, в русской душе, в русском сознании, как ты понимаешь всё, что происходит теперь?
Вячеслав КЛЫКОВ. В те августовские дни я спокойно ходил по улице. Иногда мы гуляли с Сашей Крутовым — обозревателем телевидения. Были у «белодомников», разговаривали с танкистами, военными. У меня никакого страха в те дни не было. Как художник я очень отчетливо почувствовал, что это разыгранный спектакль. Истинные режиссёры все равно будут названы. Кроме того, к так называемым «героям», которые сейчас в «Матросской тишине», у меня, кроме сочувствия к ним как к узникам, ничего нет. И действительно, узники ли они? Это тоже вопрос, который пока не имеет ответа. Они были актёрами средней руки, а режиссер-постановщик, я думаю, даже и в Москве не находился. Это очевидно.
Было ясно, и я тебе об этом тогда же сказал: всё захлебнется в три дня. Эйфории по этому поводу никакой не было. Более того, прямая связь, которую проводят между «Словом к народу» и путчем, — это миф, вымышленный с совершенно другими целями — уничтожением государственно мыслящей интеллигенции. Недаром же выдающийся демократ-«патриот» Руцкой щедрой, а главное — бескорыстной рукой нам сразу же по десять лет тюрьмы посулил.
Я никогда не откажусь от этого письма. Оно правильно было написано, почему так и заело — за дело тех, кто был заинтересован, а сегодня реализует на практике развал страны, государства, России. Эта власть ненавидит нашу культуру, историю, она просто не любит даже слова «русский». Поэтому бешенство газет и демократов.
Тогда уже было очевидно, насколько «временны» нынешние так называемые «победившие демократы». И чем больше льётся «демократической» крови, тем бесславнее и позорнее будет конец разрушителей Отечества. Поджегший свой дом, свою Родину не уцелеет — пламя ненависти, им раздутое, поглотит его как божья кара.
Александр ПРОХАНОВ. Каков твой идеал России?
Вячеслав КЛЫКОВ. Мой идеал — это монархия. Из этого соткано ныне расчлененное тело России, расчлененное сознание народа. Они могут воссоединиться в поколениях только вокруг монархической идеи. Это святая «Троица» России: православие, самодержавие, народность. Монархия — государственный закон России.
Да, новые времена, новые формы, но мы должны всегда помнить библейскую заповедь: «Изберите Царя из народа своего. Не можешь поставить над собой Царем чужестранца, ибо он не брат тебе». Закон настолько прост, что мы должны его исполнить.
Александр ПРОХАНОВ. Слава, где будет проходить следующий праздник?
Вячеслав КЛЫКОВ. Я убеждён, что следующий праздник должен проходить в Крыму. Во-первых, с исторической точки зрения, пребывание в Херсонесе святых братьев Кирилла и Константина, а я думаю — и Мефодия, хотя подтверждений этому нет, исчисляется полутора годами. Во-вторых, Крым — это место крещения великого князя Владимира в Корсуни, установлено и место крещения. По сути, Крым — один из духовных центров православия. Это и место исторической славы русского флота, образцового землепользования. Здесь немало святынь русской культуры, связанных с именами Пушкина, Чехова, Волошина, Бунина, Ивана Шмелёва. Население полуострова—русские, украинцы, татары, греки и армяне. Мы объединяемся под единой святыней — Неугасимой лампадой, которая у мусульман называется «Небесный огонь». Вокруг этой святыни мы можем объединить и православных, и мусульман именно в Крыму. В отличие от наших политиков, у жителей Крыма нет никаких сепаратистских настроений, вот почему народная дипломатия способна консолидировать народы, проживающие в Крыму, с гораздо бóльшим успехом. Это для Крыма, который завтра может стать очередной горячей точкой, чрезвычайно важно.
Александр ПРОХАНОВ. Этот праздник должен быть не просто мемориальным, религиозным. Он должен быть очень актуальным, ориентированным в сегодняшнюю сердцевину народной трагедии. Под единым крестом, огнём небесным соединить два великих славянских народа, которые сейчас стремятся рассорить, разделить. Соединить все мучающиеся и раскалывающиеся патриархии православного мира... И, наконец, реализовать сокровенную идею, которая витает сегодня и у «красных», и у белых», — преодолеть привнесённый 1917 годом раскол, разъявший нас на два воинства, положить конец этой распре, объединившись вокруг идеи российской государственности. Конец этому можно положить только какой-то небесной силой, чтобы ненависть утихла.